Фанатский шарф - ключевой элемент атрибутики футбольного болельщика. Сегодня подавляющее большинство приходящих на футбол не мыслят себя без этой детали гардероба; не исключение и влиятельные политики, крупнейшие бизнесмены, выдающиеся деятели культуры. Как и футбол, да и футбольный фанатизм, мода на шарфы пришла к нам с Запада. Не берёмся точно судить о дате производства первого фанатского шарфа, но можно предположить, что произошло это в районе 60-х годов. Многие помнят одно из самых известных фото группы The Beatles, на котором музыканты предстают в шарфе ливерпульской расцветки. Причём длина шарфа такова, что каждый из легендарной «ливерпульской четвёрки» умудряется им обмотаться. Первые советские фанатские шарфы тоже производились по принципу «чем длиннее, тем лучше», а основными средствами производства являлись бабушки фанатов :) Пряжа покупалась в обычных магазинах. . Кто-то за неимением возможностей довязывал голубые концы к уже имеющимся шарфам, другие подшивали какие-то элементы голубого цвета. В условиях советского дефицита требовалось изрядно побегать по магазинам, чтобы найти пряжу необходимых цветов. Почему-то в то время фанаты стали называть свои шарфы «розетками» (или сокращённо «розами»), хотя «rosette» – это ленточка цветов клуба, которую прикалывали к груди европейские болельщики ещё до появления моды на шарфы. Поначалу обычные болельщики даже не догадывались о возможности таким образом обозначать свою принадлежность к поклонникам команды. Потом, когда группы молодых людей в длинных полосатых шарфах примелькались на стадионе, получил широкое распространение и термин «фанаты». Но одевать на себя шарф рядовой болельщик (или, как мы сейчас говорим, «кузьмич») не торопился. Не то было время. Не поощрялось подобное ни официальной властью, ни обществом. В советском обществе все, внешними атрибутами демонстрирующие свою любовь к клубу считались психически неустойчивыми, вставшими на неправильный путь, граждански незрелыми, асоциальными элементами. К тому же, пьют портвейн и гоняются «за командой» в другие города. В начале 80-х «выяснилось», что шарфы можно изготовлять промышленным способом на специально предназначенных для этого трикотажных машинах. Для начала отечественная промышленность явила миру три вида детских шарфиков всевозможных расцветок «в горошек». Принцип построения их дизайна был одинаков, отличались лишь изображения на концах – Мальчиш-Кибальчиш, крейсер Аврора. Однако фанаты нашли предприятия с оборудованием, позволявшим производить шарфы, соответствующие их пониманию вопроса. Смотрелись такие розы гораздо аккуратнее, современнее и моднее, чем связанные вручную. Да и весили они намного меньше, казались куда приятнее на ощупь. Но были подобные машины далеко не везде, вот и приходилось энтузиастам ездить куда-нибудь в Мытищи, в Прибалтику или на Украину, чтобы связать несколько десятков розеток себе и товарищам. Надо сказать, что вывязывать рисунок это оборудование по-прежнему не позволяло, поэтому розы продолжали оставаться полосатыми. В конце концов машины, способные вязать аккуратные полосатые шарфы, появились практически в любом трикотажном ателье. Каждый фанат получил возможность сделать себе розетку индивидуально. К тому же, на этом оборудовании можно было изготавливать и полосатые джемпера (или, на финский манер, «пусера»; фаны, на свой лад, стали называть их «пусаками»). К концу 80-х в «пусаки» нарядились практически все фанаты. Доходило до того, что на некоторых выездах на гостевом секторе присутствовали одни лишь «полосатые» визитёры. Естественно, комплект к такому «пусаку» составляла и роза, связанная на той же машине. Однако многие предпочитали носить шарф ручной вязки (как дань прошлому и во имя хоть какого-то разнообразия). А кое-кто шарф вообще не носил, т.к. цветовая гамма и без того издалека бросалась в глаза.классика» – это шарф с крупным названием клуба, его эмблемой на концах и указанием всех регалий. Хотя, по большому счёту, «классика» – это шарф, вписывающийся в классический стиль одежды; т.е., к примеру, строгий, не аляповатый, высококачественный шарф цветов клуба с вышитой на концах эмблемой. Только в 1997 году был выпущен первый по-настоящему клубный шарф, ибо это была первая в истории партия шарфов, изготовленная на средства клуба. Интересен тот факт, что шарфы были изготовлены в… Англии! Как известно, английский акрил отличается выдающимися качествами, прежде всего – мягкостью, лёгкостью, носкостью. Однако, увы, в то же время стежки у подобного шарфа были крупнее, что не позволяло вывязывать совсем мелкие детали. Данный шарф, как и многие его предшественники, также сейчас является раритетом. Это пёстрая роза, в середине её красуется голова льва. Фанатский шарф в те времена ещё не являлся «признаком хорошего тона», поэтому его обладателями стали далеко не все руководители и акционеры клуба. А игроки вынуждены были принимать от фанатов сей дар, не ведая того, что преподносим он был в высочайшем душевном порыве, и фаны знали, что другого такого шарфа у них не будет. Что же касается фанатов, то сегодня многие из тех, кто в своё время отказался от ношения «цветов», изменили своё отношение. Всё-таки, несмотря ни на что, роза для фаната – святое. А чтобы выделяться в пёстрой толпе «кузьмичей», фаны… вернулись к старым добрым полосатым шарфам машинной вязки. Те, кто постарше, предпочитают шарфы с полосками одинаковой ширины. А кто помоложе - с разными полосками, в «британском стиле»
|